Что такое правила Инкотермс (Incoterms)

04 ноября 2021

Что такое правила Инкотермс (Incoterms)?

Товарооборот между странами невозможно представить без использования перечня понятий, регулирующих права и обязанности сторон в рамках разных аспектов внешнеэкономических отношений. Чтобы предотвратить недопонимание, существует единый свод международных правил под названием Incoterms (International commerce terms). Впервые он был составлен и опубликован в 1936 году, а с 1980 года его редактируют каждое 10-летие. Несмотря на то, что документ пересматривали и в 2020 году, его более ранние редакции также разрешены к использованию.

Как применяют Инкотермс 2020?

Incoterms 2020 года были отредактированы и утверждены Международной палатой торговли с незначительными дополнениями. Обновленный документ, вступивший в силу в январе 2020, позволил:

  • Определить четкие обязанности сторон, что касаются организации процессов продажи и транспортировки.
  • Распределить ответственность за риски, связанные с транспортировкой груза, между сторонами.
  • Получить возможность правильно распределить затраты: какая из сторон берет на себя расходы, связанные с транспортировкой, доставкой, погрузкой/разгрузкой, страхованием.

Не стоит путать свод международных правил и внешнеторговые контракты. Инкотермс – вспомогательный документ, который помогает четко сформировать условия договора между сторонами, чтобы избежать задержки или неприятных сюрпризов при экспорте и импорте товаров.

В чем разница между Инкотермс 2020 и Инкотермс 2010?

Традиционно международный торговый документ включает 11 терминов. Они относятся к правилам для разных способов транспортировки грузов. В 2020 году планировалось исключение из списка понятий, дополнение и расширение Инкотермс 2010, но изменения коснулись лишь некоторых пунктов:

  • Термин DAT (Доставка в терминале) был заменен пунктом DPU (Доставка на место выгрузки), что позволило устранить путаницу при их применении. В соответствии с последними дополнениями, право на выбор места доставки остается за покупателем, но за погрузку и разгрузку отвечает продавец. Уточнение данного пункта позволило конкретизировать особенности транспортировки товаров, распределить обязанности, касающиеся доставки, погрузки и разгрузки продукции, выборе транспорта и пункта назначения.
  • Изменения в условиях поставки FCA (Франко перевозчиков). С его помощью происходит регулировка 40% международных поставок и финансовых операций. Данное понятие закрепляет право выбора места выгрузки (адресная доставка, терминал и любой другой пункт) за покупателем. Особенно этот момент касается морского транспорта. Изменения 2020 года коснулись упрощения процедуры составления внешнеторгового соглашения. В соответствии с данным пунктом, при привлечении стороннего перевозчика он обязуется выдать коносамент с бортовой записью продавца.
  • Страховое покрытие для термина CIP также было изменено. В обновленной версии Инкотермс указаны условия уровня страхования в размере 110% от стоимости груза. Размер страховки может согласовываться сторонами, ведь чем выше сумма страхования, тем больше стоимость поставляемой продукции или сырья.
  • Перевозка товаров собственным транспортом. При доставке международных грузов возможно привлечение стороннего перевозчика (при заключении соответствующего контракта) или использование собственного транспорта. Редакция 2020 года включает оба эти варианта с детализацией условий каждого.

Вопросы таможенного оформления при экспорте, транзите и импорте были расписаны детальнее в последней редакции Инкотермс. Здесь детально расписаны все условия распределения ответственности за возможные риски между сторонами договора. Та из сторон, которая берет на себя составление пакета таможенных документов, несет ответственность за качественную доставку, погрузку, разгрузку продукции.

Важным аспектом международного свода торговых правил считается пункт о распределении расходов (А9/В9). Описание Инкотермс 2020 включает разъяснения, касающиеся детального списка финансовых затрат по каждому пункту. А9/В9 поможет сторонам рассчитать объем финансовых вложений в соответствии с обязанностями, возложенными на каждую из них.

Основные термины в Incoterms

Каждый из 11 терминов разделен на статьи, где в пунктах А расписываются обязанности и права покупателей, а в В – продавца. Понятия Инкотермс 2020 разделяют 4 основные группы, регулирующие все этапы перевозки и доставки для сухопутного и морского транспорта.

Правила для любого способа или способов транспортировки

К своду универсальных терминов относятся:

  • Отгрузка (Группа Е).EXW - оформленная покупка еще на складе продавца переходит в распоряжение покупателя. Пункт включает также и условия самовывоза.
  • Основная перевозка, не оплаченная продавцом (Группа F).FCA - продавец обязуется доставить и погрузить продукцию на транспортное средство, а также оформить всю сопутствующую документацию.
  • Основная перевозка, оплаченная продавцом (Группа С):
  • СРТ - организацию доставки товаров в пункт назначения берет на себя продавец;
  • CIP - продавец несет ответственность за соблюдение всех этапов доставки, а также осуществляет страхование груза на оговоренных с покупателями условиях.
  • Доставка (Группа D):
  • DPU (в редакции 2010 года DAT) - обязанность продавца, включающая доставку товаров в терминал;
  • DAP - прописаны условия доставки грузов в указанный покупателем пункт назначения;
  • DDP - условия импорта, при которых доставка и таможенное оформление груза осуществляются продавцом.

Перечень этих терминов считается универсальным. Они способствуют распределению прав и обязанностей каждой из сторон международных торговых отношений, помогают составить договор купли-продажи и рассчитать расходы при оформлении документации, использовании определенного вида транспорта, определении уровня страхования груза.

Правила для морского и внутреннего водного транспорта

Отдельно от основных прописываются правила международных поставок при помощи морского транспорта:

  • FAS - термин включает разъяснения, касающиеся размещения товаров на борту судна. Продукцию и сырье стоит погрузить вдоль борта судна (баржи, причала), а также при доставке в указанный покупателем порт. Далее риски, связанные с процессом доставки, переходят в сферу ответственности покупателя.
  • FOB - продавец осуществляет погрузку товаров на указанном покупателем судне и в определенном им порту. Ответственность за риски после погрузки берет на себя покупатель.
  • CFR - доставка груза на борт судна осуществляется продавцом. После этого ответственность за риски и расходы переходит к покупателю.
  • CIF - термин, включающий условия распределения рисков, страховки и фрахта между продавцом и покупателем.

В последнем пункте уточнено, что поставщик отвечает за сохранность груза, доставляемого с его склада на судно или в порт, указанный в договоре покупателем. После погрузки на судно ответственность за риски и сохранность груза переходит к покупателю. Оформление страховых и таможенных бумаг входит в обязанности продавца.

Итоги

Каждый пунктIncoterms 2010 и 2020 помогает упростить и конкретизировать условия всех этапов при экспорте и импорте разного рода товаров и сырья по всему миру. Стоимость, размер страховки, условия поставки и погрузки, расчет расходов - все прописано максимально детально. Это позволит избежать многих проблем, связанных с международной доставкой сырья, промышленных товаров, а также опасных грузов.

Компания UTS Group предоставляет услуги международной поставки товаров различной сложности, с учетом всех стандартов и правил Инкотермс. Профессиональный подход к оказанию услуг в сфере логистики позволяет команде компании контролировать все этапы доставки: начиная от оформления объема закупки, договора между сторонами, заканчивая прибытием товара в пункт назначения.

Поверните Ваше устройство горизонтально
Запрос стоимости
Компания не занимается доставкой почты посылок и личных вещей
Заказать обратный звонок
Компания не занимается доставкой почты, посылок и личных вещей
Поиск
WhatsApp Узнать стоимость
Позвонить